«Если Владимир Путин поставил точку в конце либеральной идеи, то мы превратили ее в знак вопроса, приглашая всех к дискуссии»
В этом году концепция Френсиса Фукуямы о конце истории празднует свой тридцатилетний юбилей. Именно столько лет общественность во главе с ведущими мировыми учеными дискутирует об ее истинности. Июньское заявление Президента России В.В.Путина о конце уже самого либерализма дало новый повод научному сообществу порефлексировать на эту тему.
27 ноября 2019 г. в рамках VI Международного форума Финансового университета «Рост или рецессия: к чему готовится?» пройдет семь крупных конференций, одна из которых будет посвящена теме заката либеральной идеи. Действительно ли либерализм себя изжил или это очередной закат его нового начала? В чем уникальность предстоящей конференции? И кто будут ее ведущими зарубежными спикерами? На эти и другие вопросы мы попросили ответить модератора конференции «Конец либеральной идеи?», канд. полит. наук, доц., проректора Финансового университета, директора Фонда национальной энергетической безопасности Константина Васильевича Симонова.

– В.И.Ленин более чем сто лет назад заявил, что «политика – это концентрированное выражение экономики». Константин Васильевич, конференция «Конец либеральной идеи?» является единственной из семи предстоящих, не связанной напрямую с экономической проблематикой. Чем по-вашему обусловлено ее появление?

– В современном мире, мне кажется, все уже признают, что отделить политику от экономики просто невозможно. Экология – это политика, спорт – тоже политика. Везде, от строительства газопроводов до мусоросжигательных заводов и введения налога для самозанятых, политический фактор влияет на принятия того или иного решения. Не случайно в советское время был такой термин политэкономия. На самом деле он хорошо отражает синтез политического и экономического.

– Как мы можем увидеть синтез политического и экономического в рамках темы конца либеральной идеи?

– Это история непосредственно связана с экономикой. Отправной точкой возникновения тезиса о либеральной идее можно считать конец 1980-х годов. Очень символично, что мы проводим конференцию именно сейчас. В ноябре этого года мир праздновал тридцатилетие со дня крушения Берлинской стены. Знаковое событие, олицетворяющее начало конца Советского Союза, советской системы и социалистического лагеря. А за пять месяцев до этого Фрэнсис Фукуяма в своей статье «Конец истории?» заявил о том, что в исторической конкуренции победил либерализм. Раз и навсегда. Конечно, отдельный вопрос, а что такое либерализм. Существуют разные подходы, но по большому счету все понимают, что либерал – это сторонник, во-первых, рыночной экономики, а во-вторых, парламентской демократии. По мнению Фукуямы, именно это сочетание победило в исторической гонке идеологий. Наступил конец истории. По его мнению, либеральная модель будет доминировать во всем мире на протяжении оставшегося человеческого срока. И вот прошло ровно тридцать лет с момента так называемого конца истории. И мы сегодня говорим уже о конце либерализма. Вот такой парадокс. При этом, обратите внимание – в названии нашей конференции нет точки или восклицания, мы ставим знак вопроса, приглашая всех к открытой дискуссии на эту тему. Для меня одно очевидно – не бывает однолинейного будущего, история не может закончится в принципе.

– Если либеральная идея исчерпала себя, то что придет ей на смену? Как Вы думаете нам стоить ожидать отката к консерватизму или очередного ренессанса либерализма?

Либеральной идеологии не одна сотня лет, и мы понимаем, что она не может просто взять и закончиться. Уже был неолиберализм, будет и постлиберализм. Другое дело, что либералы должны найти новую объяснительную модель. Потому что старые уж совсем не работают. Это как Великая депрессия – она ведь не просто была экономической катастрофой, это был крах многих интеллектуальных конструкций. Например, США считают себя опорой либеральной экономики. А госдолг США больше годового ВВП! Что может быть либерального в том, что страна постоянно живет в долг, и он стремительно растет? Или, например, другая история, которая дошла и до России: отрицательные ставки доходности на ценные бумаги и на банковские депозиты. Как это возможно в условиях либеральной экономики, главный тезис которой «деньги должны приумножаться»?

– Конференция будет проходить в партнерстве с журналом «Тетради по консерватизму». Может ли это говорить о том, что Вы придерживаетесь тезиса о последующем верховенстве традиционалистской модели?

– Выводы мы сделаем в конце. Но можно рассматривать это как интеллектуальную провокацию. Правда, прежде чем делать вывод о том, какая идеология будет доминировать завтра, надо понять, а какова вообще роль идеологии в современном мире. Например, у нас сегодня популярен тезис о власти технократов. Но кто они такие? Ненагруженные идеологией люди. Я в этой связи, опять же, вспоминаю историю – и опять понимаю, кстати, что она закончилась. В начале 1990-х в нашей стране доминировали две идеологические платформы: коммунистическая и демократическая. И в хаосе тех времен появились те, кто называл себя крепкими хозяйственниками. Их основной месседж звучал как: «Мы не коммунисты и не демократы, мы занимаемся лампочками в подъездах и вывозом мусора». Вот сейчас мы к этому вернулись? Молодые технократы – это такие же люди, которые строят мусоросжигательные заводы и цифровизируются, без всяких либерализмов и консерватизмов? В современном мире идеология имеет какую-то ценность, или мы действительно находимся в эпохе постмодерна, где нами должны управлять не идеологи, а технократы, которые сегодня возглавляют продуктовый ларек, завтра электростанцию, а послезавтра город. Кроме того, помимо возможного ренессанса либеральной идеи будет и ренессанс социализма. На Давосском форуме все обсуждают рост социального неравенства, социальную несправедливость и перераспределение доходов. А на Валдайском форуме я сам слышал прогноз министра Орешкина, который сказал, что на выборах 2024 года в Америке победит социалист. Это ведь тоже вызов. Мы все говорим либерализм, консерватизм, но есть и другие «измы», про которые забыли. И это очень интересная отправная точка для такого рода дискуссий.

– В чем заключается уникальность конференции?

- Глобальный уровень темы. Мы будем говорить не о частных вопросах будь то налоги, ставка рефинансирования, или смысл работы Центробанка в современном мире. Задача обсудить мировоззренческие вопросы, ведь именно от этой философской «печки» будет начинаться новый государственный курс, в том числе экономический. С этим всем необходимо разобраться, чтобы понять, куда двигается мир, и, конечно, наша страна.


В июне этого года В.В.Путин в своем интервью газете «Financial Times» заявил о конце эпохи либерализма. Это вызвало большую дискуссию в мировом сообществе. Разделяете ли Вы точку зрения нашего президента?

Ну мы все же превратили этот тезис в знак вопроса. Я вообще противник того, чтобы ставить какие-то точки, своим студентам всегда говорю, что наука – это вещь версионная. Я согласен с Карлом Поппером, считавшим, что если теория не опровергается чем-то, то она до конца не может быть научной. Так что, любой тезис надо подвергать сомнению и осмыслению. Однако очевидно, что фраза Путина вызвала споры и эмоции. И попала в цель.

– В каком формате пройдет конференция? Какая роль отведена зарубежным гостям?

– Несмотря на то, что я человек с журналистским бэкграундом, эта тема все-таки серьезная, философская, не думаю, что стоит выстраивать панель по принципу «вопрос-ответ» и загонять в трехминутные рамки. Это уже детям продают книжки «Гегель за пять минут». Каждый сможет выступить с 10-12 минутными докладами, а потом, конечно, будет дискуссия. Что касается наших европейских друзей: Джульетто Кьезе, Александра Рара, Захария Захариева, то они нередкие гости в России, хорошо говорят по-русски. Здесь не стоит задача хвалить Россию, конференция вообще не про российско-европейские отношения. Мы позвали наших европейских друзей, чтобы они поделились своей точкой зрения на происходящие сегодня процессы.

– Как Вы думаете, какой вклад в обсуждение проблемы либерализма сможет внести конференция?

Мы в рамках нашей конференции будем использовать платоновский метод диалога. Самое ценное, что может дать конференция – это новые смыслы и идеи. Ради них собственно все и будет происходить. Надеюсь, что это будет интересно не только участникам, но и читателям журнала «Записки по консерватизму», где выйдет специальный номер по итогам конференции.
19 ноября 2019 / Финансовый университет

Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, 2019

| Пользовательское соглашение | Политика конфиденциальности |