«Главное - нам нужно изменить структуру нашей экономики, нам нужно сделать ее высокотехнологичной, цифровой, чтобы она включала элементы искусственного интеллекта, беспилотники развивать, инфраструктуру. Все только для чего? Чтобы толкнуть производительность труда и на этой базе обеспечить рост благосостояния граждан», - заявил Владимир Владимирович Путин в ходе июньской прямой линии. Главным рупором «цифрового прорыва» в России является нацпроект «Цифровая экономика Российской Федерации» на период до 2024 г. Перед нашей страной стоят амбициозные задачи: всеобщая доступность интернета, мобильная сеть 5G, повышение эффективности основных отраслей экономики, подготовка новых кадров, стимулирование инвестиций и т.д. Но цифровая трансформация — это не только внедрение новых технологий (блокчейн, искусственный интеллект, анализ баз данных), но и качественные изменения корпоративной культуры предприятий, самой модели организации.
Об эффективности нацпроекта, изменении менталитета современного руководителя, влиянии цифровизации на образование и рынок труда мы побеседовали с модератором конференции «Цифровая экономика: труд и человек», проф. кафедры «Бизнес-информатика», научным руководителем факультета прикладной математики и информационных технологий, директором Института развития цифровой экономики Финансового университета, канд. физ.-мат. наук, Борисом Борисовичем Славиным.
– Какое влияние, на ваш взгляд, оказывает феномен «Нетологии» на современное образование? Можем ли мы говорить о том, что через некоторое время классическая школа исчезнет?
– У нас недавно прошел конгресс SMART RUSSIA, в рамках которой мы с Максимом Спиридоновым, фаундером компании «Нетология», обсуждали эту тему. С одной стороны, электронное образование, безусловно, существенно повышает эффективность учебного процесса. Но с другой — оно никогда не сможет заменить обучение с преподавателем. Электронные курсы - это хорошая возможность быстрого получения знаний. Ребенок через игру с электронными инструментами очень быстро впитывает информацию, но, если мы говорим о когнитивных способностях человека: его умении мыслить, что-то придумывать, фантазировать, то здесь не обойтись без участия других людей, друзей, родителей, преподавателей. Электронные формы, безусловно, прогрессивны, но они не заменяют, а дополняют процесс социализации ребенка, делая обучение более эффективным. Это как хорошая дрель. В руках мастера она делает чудеса, но без него она просто бессмысленна.
– В нашем университете в октябре прошел форум «Цифровой менталитет руководителя». В целом, мы видим, как в обществе все активнее муссируется идея, что цифровая экономика – это не просто внедрение новых технологий, а изменение мировосприятия у представителей бизнес сообщества. Как, по-вашему, под влиянием «цифры» изменилась роль современного руководителя?
– Здесь можно отметить два аспекта. Первый связан с тем, что цифровизация дает возможность появлению совершенно новых моделей ведения бизнеса, требующих от руководителя умения фантазировать и креативить. Если раньше, представляя лидера какой-либо организации, мы видели человека с солидным животом, главная задача которого давать указания и говорить либо «да», либо «нет», то в цифровую эпоху эта модель управления уже просто не эффективна. Теперь руководитель не просто управленец, но еще и генератор идей. На западе высокотехнологичные компании, как правило, возглавляются людьми очень творческими. Взять, к примеру Билла Гейтса, Илона Маска и т.п. Но тут тоже крайность, когда многие думают, что креативный руководитель – это все. Цифровая эпоха заставляет передавать ответственность на более низкие уровни иерархии. Сегодняшний руководитель должен уметь делегировать свои полномочия. В индустриальную эпоху, во времена Генри Форда все решения принимал директор, в постиндустриальную эпоху уже появилась прослойка топ-менеджеров. Сейчас же мы видим, что в условиях цифровой эпохи появляется настолько много задач, что уже и топ-менеджеры не в силах с ними справиться в одиночку. Уровень принятия решений расширяется на средний менеджмент и даже на обычных специалистов. Необходимое качество прогрессивного руководителя – умение правильно передать полномочия. Это очень тяжело, потому что начальник всегда хочет поставить последнюю точку. Но чтобы идти в ногу со временем, надо учиться делегировать, разрешать и доверять своим подчиненным. Только такие компании смогут выжить в цифровую эпоху и быть востребованными.
– Во всем мире известны компании Big Tech: Google, Amazon, Facebook, Apple, одна из особенностей которых – использование цифровых платформ и новых бизнес-моделей. На Ваш взгляд, возможно ли появление компаний подобного уровня в России в ближайшем будущем?
– У нас цифровые платформы тоже разрабатываются и внедряются, например, маркетплейс Яндекса. Другое дело, что тут мы опаздываем. Рынок цифровых платформ только начал развиваться. Сейчас такие платформы реализуют лишь цифровые сервисы для населения в целом, поэтому, собственно, мы о них так хорошо знаем и говорим. Но уже создаются цифровые платформы, оказывающие услуги лишь отдельным категориям населения, или выступающие в качестве инструмента коммуникации между юридическими лицами. Например, пока не в России, но в мире, разрабатываются цифровые агрегаторы в области складского хранения. Такой инструмент как облачное хранилище для данных уже давно использовался программистами. Сегодня то же самое создается для обычных товаров. Если вы открываете свой магазин, то у вас есть возможность хранить товары на цифровом складе. Где именно они будут храниться, вас не касается. Быть может, даже на одной полке с товарами ваших конкурентов. Компания, создавшая цифровую платформу, объединит как различных владельцев складских помещений, так и их клиентов. Цифровые технологии позволяют делать общими (to share), «расшаривать» ресурсы. Поэтому цифровую экономику иногда называют Sharing Economy. Мы еще только в начале пути, и поэтому у России тоже есть шансы поучаствовать в цифровизации. Главное не опоздать!
– Можем ли мы говорить, что Яндекс – это чистая имитация Google?
– Google – международная компания, Яндекс же ориентирован на российский рынок и СНГ. Спектр сервисов Яндекса на самом деле даже шире. Изначально он, правда, следовал форматам Google, но сейчас во многом превосходит его. Более того, мы были в кремниевой долине. Сотрудники Google открыто говорят, что Яндекс для них – достойный конкурент. Российская компания реализует проекты независимо от того, что делает их западный конкурент. Например, Яндекс.Маркет – наподобие цифровой платформы Amazon. Компания Яндекс получилась уникальной в силу того, что вовремя заняла правильное место. Другое дело, что таких компаний у нас раз, два и все.