«Почему замедляется мир?»
В ближайшее время экономика России вряд ли сможет вырасти больше чем на 1-2 %. Однако, это происходит не только в нашей стране, но и во всем мире. Мы наблюдаем глобальный тренд стагнации. Одним из главных факторов мирового замедления экономики является торговая война между США и Китаем.

Почему мировая экономика замедляется? Какое влияние на это оказывают торговые войны? И что необходимо сделать для нормализации экономического роста? На эти и другие вопросы мы попросили ответить руководителя Департамента мировой экономики и мировых финансов Финансового университете, д-ра экон. наук, проф., Елену Анатольевну Звонову.

– Елена Анатольевна, не могли бы Вы проиллюстрировать, как сейчас происходит замедление мировой экономики.

– Это происходит в связи с тем, что во всех странах очень затормозилась динамика производства реального сектора экономики. Соответственно, замедлилась и мировая торговля. По прогнозным оценкам Международного валютного фонда (МВФ) темпы роста глобального ВВП составят 3% в то время как 2018 году они составляли 3,6 %. При чем, что особенно настораживает – замедление роста происходит в наиболее развитых странах, речь идет о США, Китае, странах Евросоюза, и ряде других. Это происходит под влиянием снижения производства и спроса как инвестиционного, так и потребительского. Нет потребления, соответственно ликвидируется или замедляется производство. Еще один тревожный момент – общий индикатор мировой торговли по статистике Всемирной торговой организации (ВТО) упал в марте 2019 года на целых 96 пунктов и показал свое минимальное значение за последние 10 лет. При чем негативная динамика индекса по версии ВТО наблюдается во всех основных компонентах: экспортные заказы, объем авиационных грузоперевозок, продажа автомобилей, электроники и сырья. И вот тут, как раз, и возникает вопрос: «Почему же мир замедляется?».

– Тогда какие факторы, по-вашему, способствуют сдерживанию мирового эконмического роста?

– Фундаментальная причина такого замедления коренится в том, что практически к нынешнему 2019 году исчерпаны ресурсы экономического роста, которые на основе рекомендаций Вашингтонского консенсуса сопровождали развитие мировой экономки и торговли последние тридцать лет. Они привели не столько к примечательному экономическому росту, сколько к эффекту финансинализации мировой экономики. Денег стало в 9 раз больше, чем произведенных товаров. Однако, денег должно быть столько, сколько товаров возникло «в плюс». В десятилетие после мирового кризиса 2008-2009 годов такого не наблюдается. Наоборот, возникли мировые дисбалансы мировой экономики. В чем они выражаются? Во-первых, в проблеме глобального мирового долга. Практически 90 % стран, а сюда входят и развитые, существуют в долг. Вот, например, в I квартале 2019 года мировой долг составил 246 трлн. долларов или 320 % глобального, то есть суммарного валового внутреннего продукта всех стран. Более чем в три раза задолженность стран превышает экономический рост. Долги надо платить, и страны платят, а вот уже на инвестирование в реальный сектор денег не остается. Это главная причина, лежащая на поверхности, и отвечающая на главный вопрос нашей конференции: «Почему замедляется мир?». Во-вторых, активное противодействие со стороны США, стремление к лидерству ведущих стран мира. За последние 20 лет выросли новые экономики: Китай, Индия, Бразилия, отчасти Россия. После введения санкций 2014 года о каких-то заметных темпах роста в нашей стране трудно говорить, но были времена – 2000-ые годы, когда экономика росла на 5-6 % в год. Эти страны объединились, чтобы показать США и ЕС свой равноправный статус. Только что состоялся саммит БРИКС в Бразилии, выступая на котором, наш президент говорил о необходимости дальнейшего валютно-финансового объединения стран. Это и партнерство на паназиатском пространстве, например, Новый шелковый путь, Евразийское экономическое сообщество. Страны пытаются играть такую же роль как играли США после Второй мировой войны. Это говорит о том, что созрела необходимость переустройства мировой финансовой архитектуры.

– Как Вы можете оценить влияние торговых войн Трампа на мировую экономику?

– Я бы назвала период, в котором мы сейчас находимся в плане замедления экономики «войны под лозунгом "все против всех"». Ведется активная торговая и валютно-экономическая война против Китая. США выступают против стран Европейского Союза – отмена так называемого трансатлантического партнерства, и быстро растущих экономик Азии за минусом Китая: Южная Корея, Сингапур, Гонконг. Это означают, что принцип, провозглашенный ВТО – либерализация торговли и валютно-финансовых отношений – нарушен. Потенциальные инвесторы не рискуют вкладываться в любимую национальную экономику даже американскую и китайскую. Наступает состояние депрессивного инвестиционного климата. Вот в последнем годовом отчете Банка международных расчетов отмечается, что масштаб замедления мировой экономики на фоне торгового конфликта между США и Китаем оказались более существенным, чем ожидалась.

– Что нужно сделать для предотвращения процесса замедления экономики, и какие шаги уже предпринимаются?

– Фокус внимания в поисках решения этой проблемы перемещается в поле полицентризма экономики, когда каждая страна станет нормальным актором мирового экономического пространства с одновременной параллельной регионализацией – объединение торговых интересов, дедолларизация (Россия уже 50 % своей мировой торговли осуществляет не в долларах). Происходит трансформация экономических укладов многих стран, например, в России от либерализации мы постепенно переходим к так называемому перспективному прогнозированию экономики. А еще самое главное, что происходит в поисках выхода из этого замедления – цифровизация мирового экономического и финансового пространства.

– Как Вы думаете, смогут ли перечисленные методы способствовать запуску положительной мировой экономики?

– Хочу сказать, что затянувшаяся рецессия, с которой я начала, в странах зоны Евро и феномен «Брекзита», конечно, выявили системную уязвимость модели региональной интеграции в формате Европейского союза. Там нет внятной денежно-кредитной политики, осуществляемой Европейским Центральным банком. Нет внятной политики Центробанка в других регионах мира. И стала очевидна исчерпанность деятельности всех международных институтов, их невозможность регулировать мировую экономику и финансы, которые были созданы в 1940-1950 годах. Я говорю о МВФ, о группе Всемирного банка, о ряде региональных банков развития: Азиатского, Межамериканского и т.д. Что в этой связи делать? Надежды на какие-то технологические новации: информационные, когнитивные, нано-технологии, себя не оправдали. Тогда цифровизация? Но станет ли она драйвером экономического роста? Скорее всего, это не произойдет. Но вот как раз в рамках нашей конференции мы хотим поговорить на эти темы.

Расскажите пожалуйста об интересных спикерах на вашей конференции и ее формате.

– У нас выступят известные экономисты, и им, безусловно, будет представлена возможность представить свои доклады. Я думаю, что мы уложимся в отведенное время. Большой доклад сделает член Коллегии (министр) по интеграции и макроэкономике ЕЭК Сергей Юрьевич Глазьев. Он будет говорить об экономике и ее замедлении. А вот о замедлении мировых финансов и о преобразовании валютно-финансовой системы с важным докладом выступит первый заместитель директора по научной работе ФГБУН Институт экономики Российской академии наук, Михаил Юрьевич Головнин. Далее мы хотели бы пустить ход конференции уже в более свободное русло: небольшие сообщения и дискуссии. У нас выступит председатель Правления ЮниКредит Банка Михаил Юрьевич Алексеев, и.о. директора Института Латинской Америки Дмитрий Вячеславович Разумовский, и с очень интересном докладом «Мир замедляется, а при чем здесь Россия?» выступит руководитель Департамента экономической теории Финансового университета, Дмитрий Евгеньевич Сорокин. Мы пригласили наших студентов, и я думаю, что они будут задавать очень острые вопросы.

– Планируете ли Вы выпустить сборник по итогам конференции?

– Я надеюсь, что мы выпустим определенные решения, принятые в результате дискуссии. Более того, мы сейчас работаем над очень фундаментальной темой по валютным войнам и возможностям преобразования мировой валютной системы. По этой причине после конференции планируется выпуск монографического сборника по этим темам.

19 ноября 2019 / Финансовый университет

Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, 2019

| Пользовательское соглашение | Политика конфиденциальности |